Обращение Национального форума «Вопросы изменения климата для Кыргызстана: пост-Парижские действия и роль гражданского общества»
Правительству Кыргызской Республики
17декабря 2019 года,
г. Бишкек
Обращение
Национального форума «Вопросы изменения климата для Кыргызстана: пост-Парижские действия и роль гражданского общества»
Участники Национального форума по изменению климата - представители парламента, государственных органов власти, международных организаций и финансовых институтов, заинтересованных государственных и неправительственных организаций, бизнес-сектора, ведущие эксперты в сфере изменения климата и лидеры климатического общественного движения Кыргызстана, поддерживают действия Президента и Правительства Кыргызской Республики по решению вопросов изменения климата, включая подписание и ратификацию Парижского Соглашения, разработку и принятие Программы развития зеленой экономики, инициативы по созданию и продвижению Центра климатического финансирования Кыргызской Республики.
Рассмотрев и обсудив деятельность государственных структур в сфере изменения климата, и отмечая необходимость достижения более существенных и конкретных результатов в рамках Парижского Соглашения, участники Национального форума обращают внимание на следующие проблемы:
· Кыргызская Республика, как горная страна с уязвимыми хрупкими экосистемами, испытывает значительные негативные последствия глобального изменения климата и повышения температуры, которые вызывают интенсивное таяние ледников, участившиеся засухи, стихийные бедствия, изменения среды обитания людей и существующей инфраструктуры, наносящих огромный ущерб экономике страны и ставящих под вопрос выполнение долгосрочных планов Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года (НСУР 2040).
· Кыргызстану необходимо предпринять конкретные шаги для борьбы с изменением климата, чтоб демонстрировать приверженность страны глобальной стратегической цели – предотвращению дальнейшего потепления планеты и сокращению выбросов парниковых газов.
· в стране не определена необходимая и достаточная институциональная структура для продвижения решений вопросов изменения климата в соответствии с международными соглашениями, идёт серьезное отставание от других стран СНГ и центрально-азиатского региона по разработке национальных и отраслевых планов действий по ключевым направлениям изменения климата - митигации, адаптации и передачи технологий, в частности:
o недостаточная эффективность реализации национальных программ по продовольственной безопасности и устойчивому развитию сельского хозяйства, с расширением строительства на местах крупных логистических инфраструктур для хранения и последующей оптовой реализации различных видов продукции за рубежом, внедрению энергоэффективных решений в секторе холодильных (по охлаждению продукции наиболее экономичными и безвредными для изменения климата способами) и тепличных технологий: особенно важно при учете того обстоятельства, что около трети всего продовольствия, производимого в мире, теряется или попадает в отходы, что имеет серьезные последствия для сокращения доходов фермеров и таких ценных ресурсов, как земля, вода и электроэнергия, а также в виде растущего увеличения выбросов парниковых газов.
o необходима институциональная поддержка бизнеса по развитию органического земледелия, как инструмента митигации климатических изменений,
o необходима климатическая адаптационная государственная политика в отношении рационального и бережного использования водных ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-питьевом водоснабжении
o необходима разработка комплексных решений в отношении переработки и захоронения промышленных и бытовых отходов, так как эти проблемы несут колоссальную нагрузку на состояние окружающей среды больших и малых городов республики, увеличение выбросов парниковых газов и будут усугубляться в дальнейшем при изменении климата.
o отсутствует Государственная программа по энергосбережению в различных отраслях экономики, повышению энергоэффективности производственных циклов и развитию возобновляемой энергетики, обеспечивающая энергетическую безопасность страны в среднесрочной перспективе и сокращение роста выбросов парниковых газов от использования угля и других углеводородов;
o Все большее количество заболеваний в городах связано с загрязнением воздуха и негативными последствиями изменения климата, не определены конкретные меры по снижению выбросов парниковых газов от автотранспорта для обеспечения приемлемых параметров качества воздуха,
· строгое соблюдение установленных законодательством норм, обеспечивающих участие общественности в принятии решений по вопросам изменения климата, учет мнения местного населения и экологических организаций не ставятся во главу угла государственных органов управления.
· оценка климатических рисков для городской инфраструктуры, жизни и здоровья жителей, роль зеленых насаждений и зеленых общественных пространств, повышение жизнестойкости инфраструктурных, транспортных, социальных и других экосистем должны войти в число приоритетов городского развития.
В то же время, Кыргызстан имеет все возможности для мобильной трансформации и перехода на зеленую экономику, с решением многих текущих проблем за счет привлечения климатических инвестиций, при условии грамотной и оперативной постановки задач для достижения национальных целей и выполнения международных обязательств по вопросам изменения климата.
Участники Национального форума, выражая готовность развивать дальнейшее сотрудничество с государственными органами, отвечающими за принятие решений по проблемам изменения климата, приняли настоящее Обращение к Правительству Кыргызской Республики, целью которого является содействие скорейшему выполнению страной условий Парижского Соглашения и устойчивому развитию Кыргызской Республики в контексте изменяющегося климата и создаваемых им угроз. При этом участники форума просят Общественный Совет по зеленой экономике при Жогорку Кенеше Кыргызской Республики установить контроль и обеспечить постоянный мониторинг за деятельностью государственных органов по указанным пунктам Обращения.
Правительству Кыргызской Республики, для решения выше обозначенного круга проблем, рекомендуется принять следующие меры:
В институциональной сфере:
· определить основные государственные органы в составе Правительства Кыргызской Республики, на основе их компетентности и информированности о текущей климатической повестке, кто должен принимать участие в международных конференциях и совещаниях по изменению климата, нести полную ответственность за результаты участия делегатов страны в переговорном процессе, разрабатывать четкую национальную позицию по вопросам изменения климата и более активно отстаивать ее в ходе международных консультаций.
· определить основной государственный орган в составе Правительства Кыргызской Республики по разработке Национального плана действий по смягчению последствий изменения климата (NAMA) и Национально-определяемых вкладов (NDC), ответственного, в рамках синергии с реализацией задач НСУР 2040, за количественные параметры снижения выбросов парниковых газов в соответствии с амбициозными климатическими целями страны и показателями социально-экономического развития страны, определении приоритетных секторов экономики с привлечением внешних и внутренних инвестиций для реализации первоочередных климатических проектов, имеющих конечной целью уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу, повышение энергоэффективности производственных циклов, уменьшение энергоемкости и увеличение конкурентоспособности отечественной продукции, снижение потребления ископаемых видов топлива и повсеместное распространение источников возобновляемой энергии.
· определить основной государственный орган в составе Правительства Кыргызской Республики по разработке Национального плана по адаптации к изменению климата (NAPA) и главных ответственных исполнителей, учитывая принципы их полной компетентности в ключевых отраслях экономики, подверженных влиянию изменения климата и ориентированных на построение институционального, технического и ресурсного потенциала для адаптации. При этом все заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать в разработке NAPA и его реализации, а также в мониторинге выполнения адаптационных программ и проектов;
· определить основной государственный орган в составе Правительства Кыргызской Республики, ответственного за координацию внедрения новых зеленых технологий в различные отрасли экономики страны и привлечение иностранных инвестиций для реализации низкоуглеродных проектов, на которого будет возложена функция установления связи и взаимодействия с Центром и Сетью по технологиям, связанным с поддержкой действий по предотвращению изменения климата и адаптации (ЦСТИК), функционирующего в рамках Познаньской стратегической программы в области передачи технологий - ключевым механизмом РКИК ООН по работе с развивающимися странами в области внедрения зеленых технологий.
· провести институциональную оценку и оценку эффективности предыдущей деятельности ГАООСЛХ, других министерств и ведомств по вопросам изменения климата и устойчивого развития, на основе которого принять решение о реформах и создании новых структур, которые бы отвечали за эффективный менеджмент по решению сложившихся проблем в области формирования государственных климатических стратегий и программ.
· рассмотреть вопрос, на примере других стран мирового сообщества, о повышении статуса Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства до уровня Государственного комитета экологии, природных ресурсов и устойчивого развития в составе Правительства Кыргызской Республики с образованием при нем отдельного государственного Департамента по вопросам изменения климата и устойчивого развития или создать отдельный государственный орган по вопросам устойчивого развития и изменения климата в составе Правительства Кыргызской Республики, нацеленного на решение климатических проблем через объединение существующих функций государственных органов.
· предпринять меры по привлечению масштабных зеленых инвестиций в страну, разработать механизмы стимулирования, поощрения бизнеса, способствующих развитию производства конкурентоспособной экологической продукции в приоритетных секторах экономики,
· содействовать аккредитации государственных и частных организаций Кыргызстана в Зеленом Климатическом Фонде (ЗКФ) и других финансовых институтах с целью привлечения масштабных инвестиций в экономику страны,определить критерии для приоритизации отраслей и программ для климатического финансирования и обеспечить прозрачность действий госорганов и взаимодействие с гражданским обществом при отборе проектов для представления в ЗКФ и другие климатические фонды,
· включать вопросы, связанные с изменением климата и адаптацией экономики на территории страны, в программы и проекты международных доноров, оказывающих содействие Кыргызстану в выполнении стратегических программ развития, обновить Климатическую инвестиционную программу для Кыргызской Республики на основе задач и целей НСУР 2040 , Программы по развитию зеленой экономики и представить ее на рассмотрение и утверждение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
· Обеспечить открытость и прозрачность общей информации по проблемам изменения климата, проектам, программам и отчетам для обеспечения вклада гражданского общества и бизнес-сектора в решение проблем адаптации и митигации к изменению климата и освоения новых зеленых технологий, развивать диалог и постоянный обмен мнениями между общественными организациями, бизнесом, министерствами и ведомствами по вопросам изменения климата,
· обеспечить прозрачность как в процессе разработки климатических проектов, так и при их осуществлении, проводить широкие консультации с общественностью и учитывать их мнение при принятии решений, улучшить доступ общественности, как к общей информации по проблемам изменения климата, так и к отдельным проектам и программам, нормативно-правовым документам и отчетам, в соответствии с принципами и целями Орхусской конвенции, для получения заблаговременных предложений и замечаний со стороны неправительственного и частного секторов до их окончательного утверждения,
· обеспечить государственную поддержку интеграции вопросов образования для устойчивого развития в существующие программы, стандарты, учебные планы и нормативно-правовые акты, повсеместное внедрять модели «образование на протяжении всей жизни», стимулировать инициативы общественных организаций по информированию населения в вопросах изменения климата, энергоэффективности, циклической экономики, устойчивого производства и потребления,
В сфере предотвращения изменения климата (митигации):
· в срочном порядке начать необходимые действия по разработке Национального плана действий по смягчению последствий изменения климата (NAMA) через принятие «дорожной карты» по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году, подкрепив их конкретными мерами в соответствующих секторах экономики, повышением энергоэффективности, развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и сокращением потребления ископаемых видов топлива, остановкой роста выбросов парниковых газов и обеспечением их стабилизации к 2025 году,
· пересмотреть Национально-определяемый вклад Кыргызской Республики (NDC), разработанный в 2017 году, так как намеченная цель снижения выбросов ПГ к 2030 году на 11.49-13.75% по отношению к сценарию «бизнес как обычно» является недостаточно амбициозной, и принять, в соответствии с рекомендациями МГЭИК РКИК ООН, национальную цель по снижению выбросов к 2030 году, мерами политики по топливно-энергетическому комплексу, энергоэффективности и рациональному ведению сельскохозяйственного производства и агролесоводству, как минимум на 76% от уровня 1990 года суммарно по всем источникам и поглотителям, и стремиться к 80% снижению,
· Присоединиться к Альянсу климатических амбиций, созданного на саммите Генерального секретаря ООН по изменению климата в сентябре 2019 года и заявить о своем намерении улучшить климатические планы с тем, чтобы к 2050 году достичь чистых нулевых выбросов,
- Пересмотреть проект Концепции развития топливно-энергетического комплекса Кыргызской Республики до 2040 года, находящийся на рассмотрении Правительства Кыргызской Республики, согласно новым национальным обязательствам страны в рамках Парижского соглашения по изменению климата, в части развития, модернизации и дальнейшего субсидирования угольной отрасли через продолжение прямых закупок угля и тарифы на электроэнергию, горячую воду и отопление, вырабатываемых на существующих и планируемых к строительству тепловых электростанциях и котельных установках;
- развивать экологически безопасные альтернативные источники энергии и энергоэффективность, как национальные приоритеты, наряду с крупной гидроэнергетикой, для получения необходимой государственной поддержки и создания благоприятной инвестиционной среды для внедрения энергосберегающих мер, немедленного перехода к строительству самодостаточных автономных зданий с децентрализованными системами отопления и горячего водоснабжения;
· Рассмотреть складывающуюся ситуацию в угольной отрасли страны на предмет создания платформы устойчивого развития для продвижения вопросов диверсификации региональной экономики и необходимости ее трансформации, с выработкой рекомендаций местным органам власти по обеспечению постепенного и справедливого ухода от угледобычи на основе программ социально-экономической поддержки людей, которые поменяют работу из-за планируемой остановки угольных предприятий, с немедленной реализацией на местах пилотных проектов в сфере зеленой экономики: ВИЭ, энергоэффективности, перепрофилированию профессий на базе профессионально-технического образования и др.
· выработать отдельную национальную цель в NAMA по поглощению СО2 лесами и Кыргызстана и сохранению их климаторегулирующих функций для стимулирования устойчивого и экологически грамотного ведения лесного хозяйства в долгосрочной перспективе.
· Особое внимание уделить вопросам утилизации отходов, как одному из основных источников загрязнения окружающей среды и парниковых газов. Необходимо разработать комплексные меры циклической экономики, от внедрения раздельного сбора отходов до их глубокой переработки и повторного использования;
· Инициировать создание экспертных групп при министерствах, ведомствах и муниципальных органах самоуправления Кыргызстана для разработки и внедрения проектных предложений по мерам митигации и адаптации на территории страны в условиях меняющегося климата.
· При планировании городской инфраструктуры необходимо принять меры по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха и снижения их влияния на здоровье людей и климат, разработать планы действий по развитию сети общественного транспорта, пешеходных маршрутов и инфраструктуры альтернативного транспорта, привлечению инвестиций в создание элементов циклической экономики, внедрению систем эко-и энергосертификации, программ энергоэффективности, стандартов «зеленого» строительства, строгому соблюдению качества ввозимых и производимых нефтепродуктов на основе современных стандартов экологического класса не ниже К5, снижению теплового эффекта и улучшению микроклимата с помощью развития природно-парковых территорий как инструментов борьбы с экологическими проблемами, повсеместному озеленению городов и населенных пунктов страны.
В сфере адаптации к изменению климата
· разработать четкие национальные приоритеты и планы действий по адаптации к изменению климата, включая: разработку государственного плана противодействия опасным погодным явлениям, систем мониторинга и реагирования на стихийные бедствия, создание национальной системы своевременного оповещения о приближении экстремальной погоды и высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха, поддержку уязвимых групп населения, в частности пожилых и страдающих хроническими респираторными заболеваниями, обучение гражданского персонала оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях, повышение потенциала всех государственных и муниципальных органов управления в вопросах адаптации к изменению климата, привлечение частного сектора и гражданского общества в разработку и строительство необходимой инфраструктуры, устойчивой к изменениям климата.
· укреплять сотрудничество и координацию между Правительством Кыргызской Республики, существующими частными и государственными инициативами и всеми соответствующими заинтересованными сторонами в целях поощрения инноваций в области энергоэффективных решений и технологий в строительстве логистической инфраструктуры, устойчивого производства и потребления, что будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны через сокращение потерь продовольствия и уменьшение объемов пищевых отходов,
· Разработать концепцию развития агролесоводства в Кыргызской Республике, а также соответствующую законодательную базу и нормативно-правовые акты, направленных на создание условий и стимулов для развития регионов страны, соответствующих принципам зеленой экономики и адаптированных к будущему изменению климата;
· Снять барьеры, ограничивающее освоение малопродуктивных земель в действующем законодательстве Кыргызской Республики и внести стимулирующие меры для фермеров и частного бизнеса в виде гарантий защиты их инвестиций путем закрепления в нормативных правовых актах необходимых механизмов, осуществлять постоянный контроль/мониторинг за текущим состоянием процесса освоения таких земель, принимать меры в случаях нарушений процедур или нецелевого использования земель, установить приоритет финансирования на посадку многолетних насаждений при кредитовании сельскохозяйственных производителей и фермеров.
· разработать программу по сохранению естественных экосистем страны с целью адаптации к последствиям изменения климата.
· принять меры по широкому распространению опыта по укреплению и поддержке адаптационного потенциала населения на основе существующих традиционных знаний и местных практик коренных народов и включить их в отраслевые стратегии адаптации — национальные системы реагирования на стихийные бедствия, планирование устойчивого сельского хозяйства, туризма и др.
Директор ОЮЛ Зеленый Альянс Кыргызстана А.Темиркулов
Президент ОФ Юнисон Н.Абдырасулова
1) ОБРАЩЕНИЕ Климатической сети Кыргызстана по случаю проведения 24-ой Конференции Сторон РКИК ООН
2) Обращение Климатической Сети Кыргызстана по ускорению Кыргызстаном ратификации Парижского соглашения
3) Позиция к "Всемирному дню без автомобиля", 22 сентября 2014 года
5) Позиция по проекту Национальной стратегии по адаптации к изменению климата, апрель 2013 года
6) Позиция к 18 Конференции ООН (COP18) по изменению климата и на период пост-COP 18, декабрь 2012 года
Позиции от членов
1) Позиция ОФ “ЮНИСОН” к процессу РИО+20 и на период пост–РИО
2) Резолюция Национальной конференции. «Интеграция вопросов изменения климата в национальную политику Кыргызстана», 20 декабря 2011 года
3) Позиция гражданского общества Кыргызской Республики к 17-Конференции ООН по изменению климата, 22 ноября 2011 года
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1
|
2
|
3
| ||||
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|